Букеты, живые цветы, комнатные растения
  • Главная
  • Папоротники
  • Как правильно ковать средневековый меч. Как сделать меч из дерева своими руками Шпага своими руками из железа

Как правильно ковать средневековый меч. Как сделать меч из дерева своими руками Шпага своими руками из железа

Главной движущей силой в развитии металлообработки и металлургии было изготовление оружия. Любой металл, открытый человеком, тут же приспосабливали под производство этих орудий, открывая и разрабатывая новые технологии. Эти изыскания привели к открытию железа, а позже и стали, причем качество последней постоянно старались улучшить.

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Как его можно изготовить в своей мастерской и из каких материалов? А также что нужно знать об изготовлении мечей?

Первые мечи пытались ковать из бронзы, однако качество их было, мягко говоря, не очень, слишком мягкий материал использовался. Первые железные и стальные образцы так же были плохого качества, их приходилось выравнивать после нескольких ударов. Именно поэтому на первых порах главным оружием было копье с топором.

Все изменилось с изобретением нескольких новых технологий, например, послойной сварки и проковки, что давало прочную и, главное, пластичную полосу стали (харлужная сталь), из которой ковали мечи. Позже появились фосфоритные сорта металла, производство этого вида оружия стало дешеветь, а приемы их изготовления упрощаться.

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла, использующийся при производстве рессор, пружин амортизаторов, корпусов подшипников. Марка имеет в составе низкий процент углерода и дополнена такими легирующими элементами, как никель, хром, фосфор. Такая сталь имеет прекрасные показатели прочности, а, главное, она пружинистая, что не даст мечу изгибаться при нагрузке.

Выбирая материал для изготовления меча, изначально надо решить, как он будет использоваться. Если просто как декоративное украшение интерьера, то качество металла не столь важно. Для реконструкторских боев потребуется хорошая сталь, которую нужно будет дополнительно закалить.

Также можно поискать элементы рессор от автомобилей или тракторов, которые производят из марок стали 55ХГР, 55С2ГФ и других подобных аналогов.

Для декоративных мечей можно просто приобрести прокат в виде прутка или полосы на ближайшей металлобазе. Однако, подбирая материал, стоит учесть, что при ковке будет утрачена часть объема, а, значит, размеры заготовки должны быть больше.

После приобретения стали нужно озаботиться наличием оборудования для ее обработки.

Что нужно для ковки меча

Основная проблема обработки заготовки при ковке меча - наличие соответствующего размерам оборудования. Образцы такого оружия имеют длину 1000-1200 миллиметров. Следовательно, нужно иметь горн, который позволит разогревать металл полностью на всю протяженность.

Кузнечный горн с нужными параметрами можно сложить своими руками, используя огнеупорный кирпич. Для этого выкладывают печь, например, с открытым верхом и длинной очага 1,2-1,4 метра.

Также потребуется стандартный кузнецкий набор: наковальня, клещи, подбойник. Обязательно потребуется молот ручник, которым делают все кузнечные работы. Резку металла и его шлифовку можно осуществлять с помощью болгарки.

Значительно упрощает и ускоряет ковку наличие механического .

Еще один немаловажный момент - это закалка меча. Особенно, если нужно получить прочное изделие. Для этого придется поискать какую-то посуду по длине клинка, залив в нее машинное масло или воду.

Когда собрано все необходимое оборудование, потребуется изготовить хотя бы простейший чертеж, по которому будет осуществляться дальнейшая ковка и сборка меча.

Когда все готово, приступают непосредственно к ковке.

Как ковать меч

Независимо от того, что послужит исходной заготовкой для будущего меча (пруток или полоса с рессоры), ее нужно нагреть. Главное - соблюдать температурные рамки разогрева стали.

Нижняя граница ковкости низкоуглеродистых сталей составляет показатель 800-850 градусов. Без приборов определить прогрев материала можно двумя способами.

  • Первый - при определенной температуре накала сталь приобретает соответствующий окрас. При 800-830 градусах - светло-красные и светло-вишневые тона.
  • Второй - магнитные свойства материала. Их проверяют обычным магнитом. Когда сталь нагревается до показателя 768 градусов и более, она теряет свои магнитные свойства. После остывания они восстанавливаются.

Итак, заготовка разогрета, как ее формировать ковкой?

  • Если это пруток, то его нужно проковать вдоль протяженности, сделав из него полосу нужного сечения.

Во время поковки на поверхности металла будет образовываться слой окалины. Часть ее сама отвалиться, но всю поверхность нужно периодически зачищать, пользуясь щеткой по металлу.

  • Спуски будущего меча можно сформировать после ковки, используя наждачный круг, либо проковать их, сформировав приблизительные формы клинка.
  • На конце полосы, где будет собрана рукоять, нужно сделать хвостовик. Для этого часть полосы проковывают с торцов и плоскостей, образовывая конус.
  • В месте, где хвостовик соединяется с клинком, ковкой формируют плечи меча.
  • Вдоль плоскостей лезвия нужно проковать долы. Их формируют, используя подбойники или шаблоны.
  • Гарда обычно изготавливается отдельно и ее не куют вместе с клинком меча.
  • После окончания работы изделие очищают от окалины и стабилизируют (отпускают). Для этого в горне клинок разогревают до красного цвета и оставляют остывать вместе с очагом.
  • Закалку делают после остывания при стабилизации металла. Меч нужно прогревать равномерно по всей длине, следя, чтобы подаваемый воздух не попадал на клинок. Когда металл станет едва красным, его быстро опускают в воду полностью. После чего нужно снова отпустить материал. Для этого его предварительно зачищают и греют до золотистого цвета. Остывание проводят уже на открытом воздухе.

Это самая простая технология того, как выковать меч в домашних условиях. Потренировавшись, можно будет изготовить отличный клинок.

Важно соблюдать температуры нагревания, а также правильно провести закалку клинка. Перекалив металл, получиться очень хрупкое изделие, а плохо закаленный материал будет слишком мягким.

Закончив ковочные процессы, изготавливают граду, рукоять и навершие.

Конечно, можно изготовлять мечи и без кузнечных технологий, используя слесарные приемы. Однако, именно кованое изделие будет прочным и натуральным.

В примитивных условиях очень трудно соблюдать правильную технологию изготовления кованного меча хорошего качества. Особенно без опыта кузнечных работ. Лучше всего изначально потренироваться, куя, например, коротки ножи или другие подобные изделия.

Огромное преимущество дает наличие механизированного оборудования. Как пример изготовления меча кузнечным способом с использованием механического молота можно посмотреть на предоставленном видео:

А есть ли у Вас опыт изготовления длинномерных предметов и, в особенности, мечей? Поделитесь способами и приемами обработки металла, примите участие в обсуждении в блоке комментариев.

Пожалуй, любой мальчишка, даже если он уже вырос и обзавелся семьёй, представлял себя крестоносцем, Робин Гудом, Спартаком, Питером Пеном или бесстрашным самураем. А какой же герой без верного меча. В наше время он нужен для карнавального костюма, коллекции имитации оружия, реконструкции боёв или тренировок по фехтованию. Необходимое оружие можно купить на специализированных форумах или изготовить самостоятельно в домашних условиях. В сегодняшнем обзоре редакции онлайн-журнала HouseChief мы рассмотрим, как сделать меч из дерева и других материалов для тренировок, игр или коллекции.

Какой мальчишка не представлял себя рыцарем в блестящих доспехах и мечом
ФОТО: andomir.narod.ru

Читайте в статье

Что такое меч, виды и основные нюансы его изготовления в домашних условиях

Меч - вид холодного оружия, предназначенный для нанесения колюще-рубящих ударов. Изначально изготавливался из бронзы и меди, а впоследствии из железа и высокоуглеродистой стали. Существует много видов мечей, которые различаются по размеру, форме клинка, сечению и способу ковки. Этот вид оружия состоит из клинка, рукояти, гарды и навершия. Меч всегда был символом благородства, чести, показателем статуса владельца, а некоторые экземпляры, дошедшие до наших дней, имеют богатую и интересную историю. Их даже можно назвать произведением искусства.


Меч Станниса Баратиона
ФОТО: i.pinimg.com

Наиболее распространённые, простые, лёгкие в изготовлении и обращении - прямые, полуторные и двуручные мечи. Прямой или славянский меч является самым маленьким и удобным для боя, поскольку с ним можно управляться одной рукой. Двуручный - самый длинный и тяжёлый представитель этого вида оружия и позволяет наносить сильные и смертельные удары.

Прямой или славянский меч
ФОТО: cdn.fishki.net
Полуторный меч-бастард
ФОТО: worldanvil.com
Двуручный меч
ФОТО: avatars.mds.yandex.net

Как определить оптимальные размеры меча

Перед тем как сделать меч в домашних условиях, необходимо знать определённые параметры: длину (общую и клинка) и ширину. Размеры данного вида холодного оружия колеблются в зависимости от типа меча и роста мечника. Короткие мечи имели длину клинка в пределах 600-700 мм, длинные - более 700-900 мм, а их вес от 700 г до 5-6 кг. Одноручные модели, как правило, весили 1-1,5 кг, а длинные средневековые имели длину порядка 900 мм и массу, не превышающую 1,3 кг.

Существуют самые простые способы подбора длины этого оружия: длинный двуручный меч, установленный остриём на землю, должен рукояткой доставать до подбородка мечника, а в славянском - оружие в опущенной руке должно кончиком лезвия доставать до подошвы ботинок или сапог. Ги Виндзор, современный эксперт фехтования, рекомендует следующие оптимальные размеры этого благородного оружия:

  • длина клинка с рукоятью и навершием равна расстоянию от пола до грудины мечника;
  • рукоять - 2,5-3 ширины ладони;
  • дужка гарды - 1-2 длины ладони;
  • центр тяжести (ЦТ) - 3-5 пальцев (по ширине) под гардой.

Длинный меч должен доставать от земли до середины груди воина
ФОТО: i.pinimg.com

Центр тяжести или балансировка оружия

Определение центра тяжести (ЦТ) и балансировка меча очень важный момент при изготовлении этого оружия. От него зависит лёгкость управления, сила удара и утомляемость мечника. Центр тяжести меча - точка, в которой оружие находится в равновесии. В зависимости от формы клинка и размеров, ЦТ находится в 70-150 мм от дужек гарды. Если баланс будет смещён дальше в сторону острия, то удар, хоть и будет сильнее, но обращаться с таким оружием станет сложнее. При переносе ЦТ ближе к рукояти может показаться, что управление стало легче, но вот сила удара значительно падает и клинок тяжелее контролировать.

Простой способ определения центра тяжести
ФОТО: cs8.pikabu.ru

Выбор материала

Для изготовления меча в современных условиях могут использоваться самые разные материалы (сталь, древесина, пластик, бумага или картон). Это во многом зависит от его назначения: для костюма, тренировок, реконструкционных боев или коллекции имитации оружия. Ниже, в пошаговых инструкциях, мы рассмотрим, как делать меч из разных материалов.


Римский бронзовый меч
ФОТО: cdnb.artstation.com
Стальное оружие
ФОТО: mod-games.ru
Японский тренировочный меч- боккен из дерева
ФОТО: i.ebayimg.com

Как сделать меч из дерева своими руками: для игры, тренировок или коллекции

Рассмотрев в общих чертах, что такое меч, а также некоторые важные нюансы, можно перейти к непосредственному его изготовлению. Для начала нужно определиться, из какой древесины будем делать оружие, что, в свою очередь, зависит от его назначения. Некоторые рекомендуют использовать сухостой или доски из осины, берёзы, ясеня, клёна, дуба или ореха. Это неплохой вариант для изготовления тренировочного меча. К выбору материала нужно подходить ответственно: древесины должна быть без сучков, гнили и повреждений от насекомых-вредителей. Желательно выбранное дерево замочить в воде до полного насыщения, после чего его необходимо медленно и хорошо просушить. Если соблюсти технологию просушки древесины, то в результате можно получить достаточно прочное и лёгкое декоративное или тренировочное оружие.


Деревянный меч для ребёнка
ФОТО: whitelynx.ru

Определившись с материалом, нужно выбрать вид, модель меча и необходимый инструмент. Также не обойтись и без чертежей с размерами.


Чертёж меча из дерева своими руками
ФОТО: avatars.mds.yandex.net

Необходимый материал и инструментарий

Для того, чтобы сделать своими руками деревянный меч для ребёнка, нам может понадобиться:

  1. Деревянная доска.
  2. Капроновый шнур, бечёвка или полосы натуральной кожи.
  3. Краска.
  4. Малярная кисть или валик.
  5. Картон или ватман для шаблона.
  6. Столярный клей или ПВА.
  7. Ножовка, электролобзик или циркулярная пила.
  8. Наждачная бумага различной зернистости, ручная шлифовальная машинка или стационарный станок.
  9. Стамески, долото, рубанок и киянка.
  10. Струбцины.
  11. Ручной или стационарный фрезер.

Перечисленный ручной или электроинструмент понадобится вам независимо от того, решите ли вы сделать деревянные мечи для детей из массива, фанеры или палки.


Хороший инструмент - половина успеха
ФОТО: udivitelno.cc

Изготовление, шлифовка, сборка и финишная отделка меча из деревянной доски

Из представленной ниже пошаговой инструкции вы узнаете, как сделать деревянный меч своими руками. Вы можете выбрать другую модель и способ декорирования, но описанный принцип изготовления будет тот же. В первую очередь, нужно изготовить шаблон из картона или ватмана, сделанный по необходимым размерам и формам.

Иллюстрация Описание процесса

Берём сухую доску (желательно без сучков) и ошкуриваем её. Так мы уберём грязь и мелкие торчащие волокна

Прикладываем к заготовке шаблон и обводим его карандашом. Также находим центр меча

При помощи ножовки или электролобзика выпиливаем болванку меча. Начинаем с рукояти

Переставляем заготовку и прижимаем струбцинами к столу или верстаку

В навершии при помощи фрезы делаем отверстие

Получается вот такой, пока ещё «сырой» меч

При помощи фрезера и специальной фрезы проходимся по контуру меча

Теперь нужно нанести на клинок линию, до которой можно будет снять фаску

При помощи шлифовальной машинки постепенно снимаем древесину по контуру, имитируя заточку меча

Должно получиться так, как показано на фото. В завершение нужно провести финишную шлифовку самой мелкой наждачкой

В результате, получаем вот такой, сделанный из дерева своими руками, меч для детей. По желанию, можно декорировать игрушку разными способами. Например, покрыть клинок серебристой краской, а рукоять обмотать шпагатом, кожаной полосой или, в крайнем случае, изолентой

Представленная пошаговая инструкция наглядно показывает, как сделать меч из доски легко, быстро и без особых затрат. Если нет электроинструмента, то даже с обычной пилой, ножом и наждачной бумагой можно изготовить игровое или карнавальное оружие. Предлагаем посмотреть видео в домашней мастерской.

Изготовление своими руками меча из металла

Мы уже ознакомились с процессом изготовления деревянного оружия, а теперь рассмотрим, как своими руками сделать меч из железа. Сразу стоит сказать, что сложность работ по его созданию будет зависеть от типа, формы, декорирования и предназначения. Самый трудный в изготовлении - кованый меч, оно и понятно, ведь потребуется горн, наковальня и опыт кузнеца.


Самодельный меч из металла
ФОТО: rusknife.com

Материалы и инструменты

До того, как сделать железный меч, необходимо запастись нужным материалом и инструментами. В первую очередь, нужен металл: лист или полоса прочной стали. Также потребуются:

  • струбцины;
  • угловая шлифовальная машинка;
  • набор отрезных и шлифовальных кругов по металлу;
  • картон или ватман;
  • маркер, лак и корректор для документов;
  • фанера или дерево;
  • кожаная полоса
  • шлифовальная машина;
  • наждачная бумага;
  • напильник.

Болгарка с разными дисками – основной инструмент необходимый для изготовления железного меча
ФОТО: images-na.ssl-images-amazon.com

Итак, инструменты и материал подготовлены. Теперь можно переходить к пошаговой инструкции того, как сделать настоящий меч-гладиус - оружие гладиаторов и римских легионеров.

Изготовление меча: от болванки до финишной полировки

Изготовление железного меча более сложный процесс, чем создание деревянного аналога. К тому же, он требует соблюдения элементарных правил безопасности при работе с металлом и электроинструментом.

Иллюстрация Описание процесса

Для начала делаем полный шаблон меча

На стальном листе-заготовке по шаблону обводим общий контур оружия

Вырезаем болванку при помощи «болгарки» с отрезным кругом

Получаем вот такую черновую заготовку меча

По шаблону рисуем на мече границы будущей заточки клинка и закрашиваем фаску при помощи канцелярского корректора

«Болгаркой» снимаем всё лишнее до чистового размера

Ставим лепестковый диск и шлифуем рубящую кромку будущего меча

Вот так выглядит одна сторона с заточенным лезвием

Теперь по шаблону на многослойную фанеру нанесём контур облицовки рукояти меча

Вырезаем облицовку рукояти

Соединив их вместе, шлифуем на ручной электромашинке

Сверлим в рукояти меча отверстия для крепления облицовки

Через рукоять сверлим отверстия и в фанерных заготовках

Фанерную облицовку красим в серебристый цвет и искусственно состариваем при помощи крупной наждачной бумаги

Теперь приступаем к полировке клинка. Этот процесс длительный и утомительный. Используем для этого брусок с мелкой наждачкой на тканевой основе и воду. Полируем металл до зеркального блеска

Многочасовая полировка себя оправдала. Результат на фото говорит сам за себя

Вновь прикладываем к клинку внутренний шаблон и обводим его по контуру

Закрашиваем лаком для ногтей режущие кромки клинка

Должно получиться так, как показано на фото. Это нужно для тонировки внутренней части клинка. Кто не желает тонировать, тот может пропустить процесс травления

Помещаем меч в раствор лимонной кислоты на несколько часов

Что-то пошло не так, в плёнке оказалась дырка, кислота вытекла и, в результате, тонировка вышла слабой и с разводами. К тому же, через несколько дней появилась ржавчина. Поэтому было принято решение просто ещё раз отполировать меч и закрепить облицовку рукояти

После этого рукоять меча была обмотана кожаной полосой

В результате вышел вот такой меч

Смотрится очень симатично

На видео показано, как выковать меч-катану - оружие настоящих самураев, а также способ его декорирования.

Как изготовить меч своими руками в домашних условиях из разных материалов

Мы рассмотрели, как вырезать меч из дерева или сделать его из стальной пластины. Однако эти материалы не предел. Оружие средневековых рыцарей, русских богатырей, викингов или самураев можно сделать и из другого сырья. Давайте вкратце рассмотрим основные варианты.

Меч из фанеры своими руками

Довольно легко и быстро можно сделать детский меч из фанеры. Это доступный и удобный в обработке материал. Однако, при изготовлении меча для ребёнка, нужно придерживаться некоторых правил. Желательно, чтобы оружие маленького воина имело максимально затупленный конец клинка, чтобы у него отсутствовала заточка кромки лезвия.


Чертёж меча из фанеры
ФОТО: i.pinimg.com

Предлагаем ознакомиться с видео, на котором показано как сделать своими руками для ребенка меч-гладиус из фанеры.

Как сделать меч из картона своими руками

Меч для малыша можно сделать на скорую руку из картона. Для этого понадобиться непосредственно сам картон (как можно плотнее), ножницы или канцелярский нож, краска и кисть.

  1. На листе материала при помощи карандаша или маркера рисуем контуры меча и вырезаем его при помощи ножниц или канцелярского ножа.
  2. Мелкой наждачкой шлифуем острые края.
  3. Красим меч (клинок и гарду - серебристым, рукоять - чёрным или тёмно-коричневым цветом).
  4. При желании, клинок можно обернуть фольгой, а гарду сделать из тонкой жести.

И это только самый простой вариант, а в интернете можно найти большое количество идей.


Меч из картона
ФОТО: avatars.mds.yandex.net

Как сделать меч из бумаги

Также для ребёнка можно сделать меч любого вида из плотного ватмана или обычных листов офисной бумаги формата А4, которые продаются в любом магазине канцтоваров. Изготовлением оружия можно заняться вместе с малышом. Предлагаем посмотреть видеоинструкцию о том, как легко и быстро, без особых усилий и затрат изготовить для своего ребёнка самурайский меч и ножны из бумаги.


Самурайский меч из бумаги для ребёнка
ФОТО: i.ytimg.com

Световой меч - оружие истинных джедаев

Кто же, хоть раз посмотрев «Звёздные войны», не хотел стать обладателем джедайского светового меча. Раньше о таком можно было только мечтать, а сегодня его вполне реально сделать в домашних условиях. Конечно, это не настоящий меч, но для игры самое то.


Какой мальчишка не мечтал стать джедаем и владеть световым лазерным мечом
ФОТО: fanparty.ru

Для начала нужно знать, что рукоять имеет длину 240-300 мм, а сам меч - 1000-1300 мм. Это размеры мечей, использовавшихся при съёмках знаменитого фильма. Для ребёнка изготавливаем оружие в соответствии с его ростом и так, как говорилось в начале статьи.

Клинок светового меча делаем из прозрачной трубки (ПВХ или поликарбонат), в которой на специальном стержне крепится LED-лента. В рукояти размещается специальный блок питания и батарейки. Соединяем всё вместе. При этом, прозрачная трубка утапливается в ручку примерно на 50-100 мм. Если вы хотите, чтобы световой меч издавал характерный звук, то в схему можно добавить ARDUINO (специальная электронная плата, микропроцессор, батарейка и MP3-проигрыватель).

На видео показано, как сделать крутой джедайский меч. С ним вы можете сразиться хоть с Дарт Вейдером.

Как сделать меч?

Каждый мальчишка в детстве мечтал иметь настоящий меч. А детские мечты надо исполнять, даже если вам уже далеко за 30. Тем более, что историческая реконструкция и ролевые игры по мотивам фэнтези давно перестали быть уделом подростков и студентов, и занимаются ими вполне серьёзные и уважаемые люди, так как это интересное и довольно необычное занятие. Также не стоит забывать, что меч на стене - украшение любого интерьера.

Меч в домашних условиях можно сделать из следующих материалов:

  • из дерева;
  • из металла.

Меч из дерева

Для того, чтобы сделать деревянный меч, необходимо определиться с инструментом. Для этого могут понадобиться:

  • толстая фанера/небольшая доска;
  • шлифовальная машина;
  • ножовка;
  • рубанок;
  • ножницы;
  • стамеска;
  • кисточка;
  • наждачная бумага;
  • эпоксидная смола;
  • краска.

Ход работы

После того, как все необходимое подготовлено, можно приступить к изготовлению меча.

  • одноручные;
  • полуторные;
  • двуручные.

Одноручный меч

Одноручный меч не длиннее 60 сантиметров и, как правило, используется в комплекте со щитом.

Полуторный меч

Полуторный - переходный вариант между одноручным и двуручным мечами. Держать его можно как одной, так и двумя руками.

Двуручный меч

Двуручный меч - самый длинный и тяжёлый. Если упереть его в землю, рукоятка доходит до подбородка владельца.

Любой из трёх клинков необходимо правильно сбалансировать. Центр тяжести оружия всегда смещён к рукояти. В случае с одноручным и полуторным мечами - это расстояние одной ладони от гарды. У двуручного меча чуть больше - две ладони от гарды. Гарда это составляющая эфеса, своеобразный фиксатор, который не позволяет руке соскальзывать на рабочую поверхность орудия и защищает руку от скользящего по собственному лезвию меча противника. Гарда обычно выглядит как крестовина, отделяющая рукоять от лезвия.

Меч из металла

Разобравшись с деревянным мячом, приступаем к изготовлению меча из металла. На самом деле это ненамного сложнее.

Нам понадобятся:

  • металлическая пластина;
  • деревянный брусок для рукояти;
  • «болгарка»;
  • дрель и набор свёрл;
  • наждачная бумага;
  • ножовка;
  • стамеска;
  • тиски;
  • кисть.

И учтите, меч из металла уже достаточно серьёзное оружие и требует к себе соответствующего обращения.

Изготовление меча

Теперь вы знаете, как сделать меч своими руками. Осталось только подготовить необходимый материал и приступить к работе.

Приветствую вас, мозгобратья ! Перед вами подробное руководство о создании великолепного меча Варвара. Не декоративной вещицы, а качественного и красивого меча!

С тех пор, как я задумал создать себе меч Варвара, по своей натуре я охотник, и до момента его воплощения прошло немало времени. Думаю, так получилось не из-за отсутствия желания, а потому, что много времени ушло на приобретения материалов, необходимого оборудования, и, конечно же, знаний – это полагаю, справедливо для многих проектов.

Это руководство содержит более 200 фотографий, поэтому я не буду подробно описывать свои шаги, пусть фотографии говорят сами за себя.

Проектные критерии: Я хотел изготовить красивый меч, немного в стиле «фэнтези», но без потери его свойств, то есть он должен быть прочен, функционален, сделан из приличной стали и с качественной проработкой элементов. При этом инструменты и материалы, применяемые для изготовления меча должны быть доступны многим, и не дорогими.

Черновая обработка клинка: Поскольку у меня нет ни кузнечного горна, ни наковальни, я решил, что буду вырезать, а не выковывать свой меч из полосы металла. В качестве основы я взял 1095 высокоуглеродистую сталь, это недорогая, рекомендуемая для «ножеделов», сталь. Вообще, если вы планируете сделать хороший клинок, то лучше использовать нержавеющую закаленную сталь, а если «настенную вешалку», то можете использовать менее дорогие марки стали. И еще, если вы живете во влажном климате, то учитывайте состав стали по углероду, так как высокоуглеродистые стали очень быстро ржавеют.

Шаг 1: Желоб

Желоб – паз, идущий вдоль длины лезвия, наверняка вы слышали другое его название — кровосток, это не верно, так как основное его назначение уменьшить вес клинка. В данном же случае, это чисто декоративный элемент. На то, чтоб узнать как он делается, я потратил намного больше времени, чем на его изготовление.

Глубину паза выбирают относительно толщины клинка, и не стоит слишком углублять паз, так как это ослабит поделку. Я сделал паз с каждой стороны глубиной 0.16см, при этом мой меч толщиной 0.5см.

Шаг 2: Монтажная основа

Сейчас сделаем монтажную основу для меча и будем использовать ее на протяжении всего процесса создания меча. Она позволяет более качественно обрабатывать нож, шлифовать, формировать и т.д. Полотно клинка гибкое и мягкое, поэтому я не жалею что потратил время на создание монтажной основы, ведь с помощью нее я сделал меч великолепного качества.

Саму основу я сделал из обрезков пиломатериала, просто немного придал доске форму меча и установил крепежные элементы.

Шаг 3: Лезвие

Лезвие я вытачивал по технологиям «старой школы» — вручную, напильником, без оселков, болгарок и других приспособлений. Потратил я на все это дело не менее 4 часов, и думаю, если делать это постоянно, то можно сэкономить на тренажерном зале. Итак, мозгонапильник вам в руки!

И несколько советов:
— если вы планируете последующую закалку клинка, то не затачивайте лезвие до остроты, оставьте режущую кромку небольшой толщины 0.07-0.15см. Так вы избежите трещин и деформаций в процессе термообработки.

— постоянно проверяйте правильность геометрии лезвия. Для этого удобно заштриховать начальное полотно маркером, отметить границы лезвия. Я отметил фаску в 45 градусов, и в процессе заточки, когда маркер исчез, я точно знал, что необходимый угол заточки достигнут.

— используйте различные напильники, и грубые и мелкие, так как одни снимают много и с бороздками, а другие снимают гладко, но процесс идет медленно.

Шаг 4: Термообработка

Как я уже упоминал, у меня нет горна, поэтому пришлось потрудиться, чтобы найти мастерскую, где закалят мой меч методом «дифференциальной закалки». Это интересный способ, который применяется японскими мастерами для закалки катан. Суть в том, что лезвие и тело клинка охлаждаются по-разному, ведь тело клинка обмазано глиной, которая замедляет процесс охлаждения. Таким образом, после нагревания и охлаждения, лезвие становится твердым, но хрупким, а тело меча мягким и прочным. Что и нужно для отличного меча.

По крайней мере, в теории.

Поставив себе задачу изготовить настоящий меч XIII века по аутентичной технологии, мы вынуждены были повторить весь путь древних металлургов – начиная от построения сыродутной печи, восстановления железа из железной руды и переплавки полученного металла в сталь, пригодную для изготовления меча.

Меч XIII века – не первый эксперимент «ПМ» в области исторической реконструкции холодного оружия. Во время изготовления шашки Федорова по технологии начала XX века (см. «ПМ» № 1’2007) был накоплен значительный опыт, но оказалось, что к текущей задаче его применить практически нереально. В случае с шашкой в качестве исходных материалов мы использовали современные аналоги существовавших в начале 1900-х годов видов стали (рельсовая, пружинная, подшипниковая). Но вот только сделать то же самое с мечом XIII века невозможно: в то время никаких стандартов на сталь не существовало и в помине. Поэтому основная проблема, с которой мы столкнулись, – это необходимость повторить древний металлургический процесс восстановления железа из руды. Что мы и сделали под руководством известного кузнеца-оружейника Василия Иванова, руководителя мастерской исторического японского оружия Ishimatsu.

От руды до крицы

До XIV века основным процессом получения железа было восстановление его из руды в сыродутной печи (домнице). Такая печь имела форму, близкую к усеченному конусу высотой примерно 1,2 м и диаметром 60–80 см в основании и 30 см в верхней (колошниковой) части, складывалась из камня или огнеупорного кирпича и обмазывалась глиной. В печи была предусмотрена фурма – труба для подачи воздуха от мехов диаметром в несколько сантиметров, отверстие для слива шлака в нижней части, а также иногда разборная часть для извлечения слитка железа после окончания процесса. После высыхания печь протапливали с помощью дров, чтобы обжечь глину, а также для образования золы, которая в дальнейшем служила подстилающим «антипригарным» покрытием и выполняла роль одной из составляющих частей флюса (зола содержит соду и поташ).

Эта часть технологии не вызвала у нас никаких особых затруднений, и после сооружения домницы и прошествии нескольких дней, которые потребовались на высыхание глины и обжиг, мы приступили к первой части процесса – восстановлению железа.

В качестве исходного материала мы взяли богатую (и к тому же обогащенную) руду – магнетит (FeOFe2O3) из района Курской магнитной аномалии.

Технология достаточно проста: в печь до половины загружают древесный уголь, разжигают, после чего сверху засыпают смесь руды с флюсом (в каче-стве которого мы использовали вполне исторически аутентичную смесь доломитовой муки, песка и соды). Поверх насыпают еще слой угля, и затем по мере его прогорания добавляют слои руды с флюсом и угля. Такой цикл повторяют несколько (до пяти) раз. При этом на протяжении нескольких часов требуется постоянный поддув воздуха с помощью мехов, чтобы температура в печи достигла 1400–1500 С (тут мы были вынуждены немного отступить от технологии, поскольку использовали электрический поддув из-за нехватки работников).

В сыродутной печи происходит несколько процессов. Во-первых, порода при высокой температуре отделяется от руды и стекает вниз в виде шлака. Во-вторых, оксиды железа угарным газом и углеродом восстанавливаются до железа, зерна которого сплавляются между собой, образуя слиток – крицу. Когда уголь почти полностью прогорает, шлак через отверстие в печи сливают, а затем, после остывания, разбирают часть стенки и извлекают крицу – пористый железный слиток.

От железа к стали

Эффективность сыродутного процесса невелика: значительная часть железа уходит в шлак, и из 120 кг руды мы получили всего около 25 кг крицы. Причем это пока еще только сырой исходный материал, очень неоднородный по своему качеству. Во время своего нахождения в печи крица насыщается углеродом весьма неравномерно и в результате содержит фрагменты мягкого железа почти без углерода (0–0,3%), углеродистой стали (0,3–1,6% углерода) и чугуна (с содержанием углерода выше 1,6%). Это совершенно разные материалы, с разными свойствами, поэтому первым делом нужно провести первоначальную сортировку. «Крицу разбивают на небольшие куски, которые по механическим свойствам – хрупкость и пластичность – сортируют на три кучки с различным содержанием углерода, – объясняет Василий Иванов. – Если кусок мягкий и ковкий, то содержание углерода низкое, если твердый – высокое, если куски хрупкие и легко раскалываются, обнажая характерный излом, – это чугун».

Наша задача – получить в конечном итоге три вида стали с более-менее нормированным содержанием углерода. Первый вид – низкоуглеродистая (до 0,3%) сталь (так называемое деловое железо – из него изготавливали различные бытовые изделия типа гвоздей, обручей и т.п.), второй – со средним (0,3–0,6%) содержанием углерода, третий – высокоуглеродистая (0,6–1,6%) сталь.

Отсортированные куски складываем в керамические тигли, пересыпав тем же флюсом, который мы использовали ранее, ставим в горн, наполненный древесным углем, и включаем поддув. В зависимости от расположения тигля в горне и интенсивности поддува воздуха можно либо насыщать углеродом сталь (в восстановительной зоне – верхней части горна над горящим углем), либо выжигать его избыток (в окислительной зоне – нижней части горна, где подается воздух) и таким образом получать нужные нам материалы. Стоит также отметить, что мы изначально использовали относительно «чистую» руду, наша сталь не содержит значительного количества вредных примесей – в основном серы и фосфора. Разумеется, никаких легирующих добавок типа хрома, молибдена, марганца или ванадия мы не использовали (кроме тех небольших количеств, что изначально присутствовали в руде), так что историческая аутентичность соблюдена.

После плавки Василий извлекает из тиглей слитки стали и оценивает полученный результат, проковывая их в полосы. «При необходимости в ходе дальнейшего процесса можно выжечь избыток углерода из полосы прямо в горне, – объясняет он. – Или науглеродить, поскольку при ковке часть углерода – до 0,3% – неизбежно выгорает».

Мягкость и твердость

В результате вышеперечисленных операций мы получили три примерно трехкилограммовых заготовки из разных видов стали в форме полос. Однако от этих полос до меча еще довольно далеко. По словам Василия, «это пока еще не детали клинка, а лишь материал, из которого они будут сделаны».

Одним из способов создать твердую режущую кромку оружия в XIII веке была цементация – поверхностное упрочнение, то есть науглероживание поверхности изделий, изготовленных из относительно мягкой стали. Изделие помещали в закрытый сосуд, заполненный органическим веществом – карбюризатором, в роли которого чаще всего выступал уголь, толченые рога или их смесь. Затем сосуд помещали в печь, где при температуре свыше 900 С без доступа воздуха карбюризатор обугливался и поверхность изделия постепенно насыщалась углеродом. Этот способ достаточно широко применялся для науглероживания топоров и клинков (более-менее массовых изделий). Но цементация – это упрочнение поверхностного слоя определенной глубины; когда этот слой стачивался, режущая кромка переставала держать заточку, и оружие приходилось подвергать новой процедуре цементации. А при увеличении глубины цементации возрастал риск сделать поверхность слишком хрупкой. Так что этот способ мы отвергли, поскольку он все-таки не позволяет достичь нужных нам качеств. Ведь «совершенный клинок» XIII века (равно как и любого другого времени) должен быть упругим, гасить колебания при ударах, вязким, а не хрупким, но в то же время режущая кромка лезвия должна быть твердой и хорошо держать заточку. Создать такой меч из гомогенного материала практически невозможно, поэтому мы решили прибегнуть к композитной технологии того времени, используя пакетную схему и «узорную сварку» (pattern welding). Наш меч будет «построен» из семи пакетов трех видов, каждый из которых выполняет свою задачу.

Первый пакет изготавливается из мягкого низкоуглеродистого (до 0,3% углерода) железа. Из вытянутых полос этого мягкого железа составляем шестислойный «сэндвич», проковываем его (при этом слои свариваются в единый пакет), разрубаем и складываем пополам, вновь проковываем, повторяя этот процесс восемь раз и получая в итоге пакет из относительно мягкой дамасской стали, насчитывающий примерно 1500 слоев. Этот пакет будет «становым хребтом» нашего меча – его сердцевиной. Такая вязкая сердцевина работает на сжатие, воспринимает ударные нагрузки и гасит колебания, не давая мечу сломаться при сильных ударах. Она также связывает все окружающие пакеты, выполняющие другие задачи, в единое целое.

Второй пакет – это будущее лезвие. Для его изготовления мы использовали два полученных нами ранее вида стали – среднеуглеродистой и высокоуглеродистой. Чередуя полосы этих двух видов так, чтобы среднеуглеродистый материал оказался «снаружи», складываем сэндвич из семи слоев и, пересыпав флюсом, свариваем их в единый пакет. Затем разрезаем, складываем пополам и вновь проковываем. Повторяем операцию еще 14 раз. Легко подсчитать, что в итоге при таком складывании мы получим… более 200 000 слоев! Учитывая, что финальная толщина пакета составляет 6 мм, можно вычислить толщину слоя – около 30 нм. «Фактически средневековые нанотехнологии! – смеется Василий. – На самом деле, конечно, это весьма условные ‘слои’ – при таком перемешивании структура стали получается близкой к гомогенной». Лезвие в итоге должно быть твердым и хорошо держать заточку.

Пружинки

Третий пакет – это будущие обкладки, их четыре. Они изготавливаются из мягкой низкоуглеродистой и среднеуглеродистой стали. Начинается этот пакет с семислойного сэндвича (низкоуглеродистой сталью наружу), который с помощью горна и молота свариваем в единый пакет. Как и два других пакета, разрезаем, складываем пополам и вновь проковываем. Повторяем операцию еще девять раз, получая в итоге полосу из дамасской стали, состоящую из 7000 слоев.


Но это еще не все! Для того чтобы клинок меча в итоге лучше противостоял поперечным изгибающим нагрузкам, а также продольному скручиванию, обкладки торсируют, то есть каждую скручивают на 20 оборотов, получая стальной витой «канат». Такие обкладки после закалки станут более упругими и будут дополнительно гасить колебания, не позволяя ударам «отдаваться в руку». Поскольку обкладок четыре, направления закручивания их должны «компенсироваться» попарно – иначе при малейшей ошибке во время закалки меч «пойдет винтом». Упругие обкладки-торсионы работают в клинке меча на растяжение и фактически выполняют ту же роль, что и арматура в железобетоне, то есть упрочняют тело клинка.

Заготовка для клинка

Но вот наконец все семь пакетов готовы и начинается финальная подготовительная стадия – изготовление заготовки клинка. Все пакеты скрепляются проволокой, Василий разогревает их в горне, просыпает флюсом и начинает процесс кузнечной сварки. Как и при подготовке самих пакетов, он использует пневматический молот, и это еще одно небольшое отклонение от средневековой технологии: «Конечно, можно было бы не отступать от оригинальной технологии, но для этого мне бы понадобилась пара молотобойцев… – И ехидно предлагает: – Хотите попробовать?» Фотограф делает вид, что очень занят процессом съемки, а я начинаю расспрашивать Василия о каких-то мельчайших деталях происходящих процессов.

Тем временем заготовка приобретает вид бруска размерами 1,2х2,5х50 см и массой примерно 1,5 кг. Если вспомнить, что для ее изготовления нам понадобилось переработать 120 кг руды и примерно две недели времени, процесс выглядит не слишком эффективным (впрочем, из этого количества руды мы получили не одну, а две заготовки). Однако такова реальность – именно так и происходил процесс изготовления заготовок для высококачественного холодного оружия в Средние века. Теперь остается самое главное – выковать из этой заготовки, внешне напоминающей слегка ржавую монтировку, наш «идеальный меч».


Вторая попытка: Средневековый меч

Выковать настоящий меч XIII века из заготовки, работу над которой мы описали в статье «Железный век» («ПМ» № 2’2009), оказалось не так уж и просто. Как и у средневековых кузнецов, оружие получилось у нас вовсе не с первой попытки

В февральском номере «ПМ» мы начали рассказ о нашем проекте исторической реконструкции средневекового меча под руководством известного кузнеца-оружейника Василия Иванова, руководителя мастерской традиционного японского оружия Ishimatsu. В первой статье мы описали, как получали нужные сорта стали из железной руды, и пообещали опубликовать продолжение в следующем номере. Однако нас поджидали технические трудности, которые задержали продолжение почти на два месяца. Впрочем, трудности эти тоже вполне исторически аутентичны – с ними встречались и средневековые кузнецы-оружейники.

От бруска к клинку

Итак, у нас есть стальной брусок, собранный из семи пакетов, – каждый из них имеет свою структуру и назначение в конструкции клинка. Первым делом нужно превратить этот брусок в собственно заготовку – проковать в стальную полосу заданных размеров с учетом запаса на проковку и оттяжку лезвия (для экономии времени мы немного отступили от исторической аутентичности, использовав для этой операции пневмомолот). На заключительной стадии этого этапа Василий, уже вручную, придает полосе первоначальную геометрию, формируя хвостовик, кончик и пятку клинка. С этого момента полоса по форме уже отдаленно напоминает будущий меч. После того как металл остыл, Василий еще раз внимательно осмотрел и измерил полученную заготовку, оставив небольшой запас металла на исправление будущих ошибок.

Следующая стадия – проковка долов. Долы – это продольные пазы, проходящие вдоль части длины клинка. Иногда их ошибочно называют «кровостоками», хотя на самом деле функция долов в конструкции клинка совершенно иная – они уменьшают массу клинка и играют роль ребер жесткости. Долы проковываются с помощью специального инструмента, называемого шпераком. Шперак представляет собой Т-образные щипцы с губками круглого сечения, заготовка зажимается между ними и проковывается, в результате с обеих сторон клинка появляются продольные пазы.


И наконец, заготовка приобретает более-менее окончательный вид после оттяжки (формирования) лезвия. «Это довольно кропотливый процесс, – объясняет Василий. – Если на предыдущих этапах можно использовать пневмомолот, то для оттяжки лезвия необходима высокая точность, которая достигается только ручной ковкой». На этой стадии окончательно задается геометрия будущего клинка, можно немного изменить расположение центра тяжести, варьируя толщину клинка у кончика или у основания. Толщина режущей кромки на этом этапе составляет 2–2,5 мм. Тоньше нельзя: можно перекалить сталь, да и запаса для каких-либо «маневров» не останется.

Но вот предварительные работы почти закончены. Василий еще раз проверяет соответствие размеров клинка нашему техзаданию, рихтует заготовку и переходит к следующему этапу – термообработке.

Термообработка

К закалке приступают не сразу. Сначала нужно избавиться от внутренних напряжений в материале, которые могли появиться во время ковки. Для этого клинок отжигают – нагревают до 950–970°С, а затем оставляют медленно остывать прямо в горне – этот процесс занимает 5–8 часов. Затем заготовку окончательно рихтуют, причем минимально, чтобы избежать переуплотнения материала в различных частях клинка.

Закалка – самая известная часть процесса термообработки. При закалке происходит быстрое охлаждение заготовки, углеродистая сталь становится прочной, твердой и упругой (снижается ее пластичность и вязкость).

Василий накладывает древесный уголь и разжигает горн, поясняя: «Древесный уголь горит более равномерно. К тому же он легче кокса, и поэтому вероятность повредить горячий пластичный клинок при разогреве меньше». Он нагревает клинок, стараясь добиться равномерного прогрева примерно до 890–900°С, затем вынимает заготовку из горна и опускает в ванну с солевым раствором на 7–8 секунд. Затем клинок нужно отпустить – снять внутренние напряжения, накопившиеся в металле во время закалки, сделать его менее хрупким и увеличить ударную вязкость: нагреть до невысокой (180–200°С) температуры и охладить до комнатной в воде (или воздухе – методики варьируются). Эту операцию производят обычно несколько раз (в нашем случае три) с перерывами в 15–20 минут. После этого клинок оставляют в покое на несколько дней, чтобы оставшиеся внутренние напряжения проявились и «устаканились». «Клинок желательно подвесить, а не просто положить на наковальню, – замечает Василий. – Иначе неравномерности в теплообмене могут нарушить геометрию, то есть клинок банально ‘поведет». Но даже в подвешенном состоянии по прошествии нескольких дней клинок, как правило, нуждается в небольшой щадящей холодной рихтовке.

После термообработки – очередной контроль качества. Василий тщательно осматривает клинок на предмет «непроваров», трещин, проверяет его на изгиб и кручение, бьет клинком по доске плашмя и вновь осматривает. Затем он зажимает клинок двумя пальцами и бьет по нему металлической палочкой, внимательно прислушивается к звону и скептически качает головой: «Когда звук звонкий, колокольный, по мечу идет долгая вибрация – это говорит о прокованности меча, отсутствии внутренних микротрещин и достаточно высокой степени закалки. Если звук хриплый, тусклый и недолгий – значит, есть какие-то дефекты. Здесь что-то не так: звук мне не нравится». Но объективных признаков вроде бы нет, так что переходим к следующему этапу.

Механическая обработка

Этот довольно монотонный процесс занимает почти две недели. За это время оружейник с помощью мокрых абразивных камней из песчаника снимает лишний металл, шлифует долы, формирует и затачивает режущую кромку. Но вот, наконец, работа близится к концу, и Василий приступает к окончательной проверке – вновь осматривает клинок, разрубает несколько деревянных брусков, мягкий стальной уголок, несколько раз изгибает клинок: «Похоже, закалился неравномерно – при изгибе основание образует дугу, а кончик почти прямой», – и в этот самый момент зажатый в тиски клинок с неприятным хрустом трескается. Его конец по-прежнему зажат в тисках, а остаток – в руках у Василия, который пожимает плечами: «Я же говорил, что тут что-то не так! Вот поэтому мы при выплавке делали несколько заготовок. Ничего страшного – разберемся, почему это произошло, и попробуем еще раз».

Сломанный меч

Собственно, именно это и задержало выход данной статьи на два с лишним месяца – потребовалось разобраться в причинах произошедшего, провести несколько экспериментов, внести коррективы в процесс… и повторить весь путь от многопакетного бруска заново.
Почему же сломался наш первый меч? «Напомню, что мы использовали нестандартные стали, точный состав которых неизвестен, а значит, их характеристики сложно предсказать, – говорит Василий. – По-видимому, закалка была чрезмерно ‘жесткой’ – слишком высокая температура и использование солевого раствора привели к образованию микротрещин в высокоуглеродистой стали. Это чувствовалось уже на этапе предварительной проверки после закалки – по звуку и гибкости, но окончательно подтвердилось только после мехобработки – стали видны микротрещины на поверхности».

Звонкий клинок

После ряда экспериментов процесс термообработки был модифицирован. Во-первых, мы решили немного изменить геометрию клинка, увеличив толщину кончика, чтобы закалка стала более равномерной. Во-вторых, уменьшили температуру нагрева до 830–850°С и саму закалку решили проводить не в солевой ванне, а в водно-масляной (слой масла толщиной 30 см поверх воды). После такой двухступенчатой (за счет масла, имеющего температуру кипения около 200°С) закалки, длящейся 7–8 секунд, клинок охлаждался в воздухе (на морозе в –5°С) до полного остывания (5 минут). Методика дальнейшей термообработки также была изменена: клинок отпускали для снятия внутренних напряжений в пять заходов, нагревая до температуры 280–320°С, а затем оставляя остывать в воздухе.

И вновь – перерыв в несколько дней, рихтовка, обдирка, шлифовка и заточка.

И вот, наконец, Василий вновь бьет металлической палочкой по клинку, прислушивается к долгому музыкальному звону, и на лице его появляется удовлетворенная улыбка: «Кажется, на этот раз все получилось!» Он зажимает клинок в тиски и тянет за хвостовик – клинок сгибается в почти идеальную дугу.

Остаются только всякие мелочи – протравить рисунок, чтобы на поверхности клинка появился красивый узор, подогнать деревянные ножны, установить на меч рукоять, обтянутую замшей, бронзовые перекрестие и навершие (так называемое яблоко). Меч, почти в точности такой, каким могли биться русские воины XIII века, полностью готов.

Русское и японское

Поскольку Василий Иванов считается признанным экспертом в области традиционного японского оружия, мы не могли обойти вниманием сравнение технологий оружейного искусства двух школ – западной и восточной. «Несмотря на разные названия, технологии ковки и приготовления стали для изготовления восточного и западного оружия практически идентичны, – поясняет Василий. – Японское оружие – это тоже, как правило, многопакетные клинки, конструкция которых варьируется в зависимости от школы, цены, времени изготовления. Конечно, по форме русское и японское оружие тех времен существенно отличается, но это обусловлено скорее традициями и техникой фехтования, чем технологическими причинами. А вот процесс закалки отличается довольно сильно – при изготовлении японского оружия применяют так называемую зонную закалку, когда часть клинка обмазывают глиной, чтобы замедлить остывание в закалочной ванне. Механическая обработка в японском оружии тоже гораздо более серьезна: шлифовка и полировка должны быть очень тщательными и утонченными, поскольку японское оружие, кроме своего прямого назначения, имеет еще и эстетическую функцию – это, как правило, настоящее произведение искусства. Вот почему японские катаны обязательно полируют, а русский меч достаточно просто отшлифовать и на нем даже допустимы следы от абразивного камня. Кстати, благодаря тщательной полировке японские клинки более устойчивы к коррозии».

Материал с сайта: https://radosvet.net

Лучшие статьи по теме